Новости

С 1 июля 2021 года проверки Роструда осуществляются по новому порядку.

03 / 08


С 1 июля 2021 года проверки Роструда осуществляются по новому порядку. Всех заинтересованных просим в наш детальный обзор. Как говорится «praemonitus, praemunitus» или «предупреждён, вооружён». Поехали…

Итак, у нас меняется порядок проведения проверок ГИТ (Роструда). После вступления в силу Закона о госконтроле появятся новые виды проверок, проверки станут короче, вы сможете узнавать заранее почти обо всех проверках, общаться с инспекторами и жаловаться на них онлайн.

Какие изменения произошли?
Разные инспекторы не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

Закон госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

Проверки Роструда и других ведомств стали короче

Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум — 20 рабочих дней.

Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий — не более 50 часов, микропредприятий — не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок — не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).

Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.

Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).

Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).

Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).

Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.

Новые формы контроля
Закон о госконтроле предлагает как известные ранее — выездная и документарная проверка, контрольная закупка, рейдовый осмотр, так и новые — выездное обследование, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и др.

Закон о госконтроле содержит арсенал из 9 видов контрольных мероприятий КНМ: 7 из них предполагают взаимодействие между государственным инспектором и контролируемым лицом, 2 — проходят без взаимодействия — см. таблицу.

Вид КНМ    Определение
КНМ, которые предполагают взаимодействие с контролируемым лицом
Контрольная закупка    КНМ, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям
Мониторинговая закупка    КНМ, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности или качеству
Выборочный контроль    КНМ, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству
Инспекционный визит    КНМ, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом или владельцем (пользователем) производственного объекта
Рейдовый осмотр    КНМ, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля на определенной территории, которыми владеют или осуществляют деятельность несколько лиц
Документарная проверка    КНМ, которое проводится по месту нахождения органа надзора и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений органа надзора
Выездная проверка    Комплексное КНМ, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами или использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений органа надзора
КНМ, которые проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом
Наблюдение за соблюдением обязательных требований    Анализ данных об объектах контроля, имеющихся у органа надзора, в т.ч. данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах
Выездное обследование    Мероприятие по надзору, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований
Введены новые формы проведения КНМ:

1. Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.
С 1 июля контролирующие органы могут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня. Такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!

Такое решение орган надзор может принять минимум за 20 дней до запланированной даты. Уведомить подконтрольную организацию должны максимум через 10 дней после решения.

2. Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
3. Выборочный контроль.
Все новые способы контроля требуют меньше издержек для контролируемых лиц по сравнению с традиционным проведением проверок. Так, наблюдение и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами, а инспекционный визит можно проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Для каждого отдельного КНМ строго определён набор действий органа надзора с указанием конкретного содержания, длительности, глубины контроля, периодичности и количества плановых мероприятий.

Например, при проведении выездного обследования инспектор может выполнять только одно действие — осмотр, а при проведении проверки может использовать практически весь набор допускаемых действий.

Правительство для каждого вида надзора разрабатывает регулирующее его постановление, которое является подзаконным актом Закона о госконтроле. Так, в отношении проверок Роструда 23.07.2021 было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Действовать оно будет до 23.06.2023.

Одновременно признано утратившим силу Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Но Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённый приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 пока продолжает действовать.

Выездная проверка Роструда и других ведомств будет проводиться только в исключительных случаях

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, полученных от контролируемого лица;
оценить соответствие деятельности и объектов контроля обязательным требованиям иными способами.
Все проверки теперь фиксируются онлайн

Все действия инспекторов в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах.

Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона о госконтроле):

единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — единый реестр видов контроля), куда внесены все контрольные органы и виды контроля, которые они осуществляют;
единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (в нынешнем виде это реестр проверок);
информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (далее — подсистема досудебного обжалования), в который мы участвуем, обжалуя проверки через Госуслуги (электронное правительство);
реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее — реестр заключений о соответствии);
информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Можно онлайн узнавать о назначении проверок и следить за их ходом

Информация о назначенных проверках Роструда и других ведомств теперь будет отражаться в личном кабинете юридического лица/индивидуального предпринимателя.

Если вы до сих пор игнорировали открытие личного кабинета организации или ИП на Госуслугах, знайте, что без него вы не сможете защищать свои интересы в суде, поскольку обращение с иском к проверяющим возможно только после обжалования его действий и решений в досудебном порядке через личный кабинет.

План проверок продолжит действовать до конца 2021 году, а в дальнейшем его заменит Единый реестр контрольный (надзорных) мероприятий (далее — Единый реестр). В Единый реестр будут вносить сведения о профилактических и КНМ, которые инспекторы проводят в отношении компании, о согласовании мероприятий с прокуратурой, действиях и решениях инспектора по итогам проверочных мероприятий (ст. 19 Закона о госконтроле, постановление Правительства от 16.04.2021 № 604).

При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) контролируемое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий и (или) оказанием услуг общественного питания, не уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки (ст.44 п. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Проводить проверку, которая не внесена в Единый реестр, закон запрещает. В противном случае результаты мероприятия можно признать недействительными через процедуру досудебного обжаловав на Госуслагах (ч. 4 ст. 19, 91 Закона о госконтроле).

Все документы по проверочным мероприятиям будут формироваться автоматически и снабжаться QR-код. После распознавания камерой обычного смартфона он выведет вас на страницу реестра с актуальной информацией о проверке Роструда или другого ведомства.

Обучение по охране труда и смежным направлениям в Виртуальной производственной среде с использованием Электронных тренажёров + выдача удостоверений. Как это?
Категорий риска станет больше и изменится периодичность проверок по ним

Выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объём, интенсивность и другие параметры теперь будут зависеть от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проводиться КНМ (ст. 23 Закона о госконтроле). Тем самым органы контроля (надзора) перераспределят свои усилия на области, где в этом есть наибольшая необходимость.

Категории риска
Низкий риск — не проводятся.
Умеренный риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 6 лет).
Средний риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 5 лет).
Значительный риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 3 года).
Высокий риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 2 года).
Чрезвычайно высокий риск (новая категория) — не менее 1 КНМ, но не более 2 КНМ в 1 год.
Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.
Источник: https://блог-инженера.рф